Киргизия. Ущелье Алтын-Арашан.

В начале сентября мы с друзьями запланировали новую экспедицию в еще неизведанные нами уголки родной Киргизии. На этот раз наш выбор пал на горное ущелье Алтын Арашан. Труднодоступное место удивительной красоты известное своими целебными горячими источниками.

Алтын Арашан переводится с кыргызского как Золотой Источник. Это, пожалуй, одно из самых популярных мест среди приезжих иностранных туристов, которых, благодаря безвизовому режиму, с каждым годом все больше и больше. Ущелье Алтын Арашан находится в 10 км от города Каракол, недалеко от деревни Ак-Суу (ранее Теплоключенка). В селе Ак-Суу расположен санаторий, в котором можно принять горячие ванны, наполненные водой из источников, добраться туда можно на легковом авто. Но наша цель верховья реки Арашан, куда не стоит отправляться на неподготовленном для бездорожья авто и где находятся горячие радоновые источники, бьющие прямо из скал.

Киргизия. Ущелье Алтын-Арашан. Вид на пик Палатка.

Сборы

В очередную поездку мы собирались давно и тщательно. Выбирали авто, на которых поедем, команду людей, с которыми было бы приятно разделить минуты уединения с природой, и еще много чего — маршрут, провиант, варианты пеших восхождений. Спустя некоторое время определился состав из восьми отъявленных путешественников и было решено ехать на двух здоровых и вместительных внедорожниках — Toyota 4Runner и Toyota Tacoma. Началось время подготовки и мучительного ожидания поездки. Старт был назначен на третье сентября.

К эспедиции в Алтын-Арашан готовы.

Дорога в Каракол

С вечера я собрал все необходимое и, как обычно бывает перед поездкой в путешествие, долго не мог заснуть. Немного подремав, я проснулся за минуту до будильника. Позавтракал, оделся и созвонился с участниками экспедиции Алексеем и Евгением, с которыми нам было по пути к точке сбора, где нас ждали остальные. Настроение у всех было приподнятое, наконец-то этот день настал.

Кыргызстан. Боомское ущелье.
Андрей и Серик. Автогонщики из Киргизии.

На улице накрапывал дождик, мы погрузили вещи и отправились на встречу приключениям. Путь лежал неблизкий — 400 км до Каракола. Въехав в Иссык-Кульскую область, тучи исчезли с небес и засветило солнце. Погода благоволила нашей экспедиции, все шло как по маслу и вскоре мы уже ехали вдоль южного берега красивейшего горного озера Иссык-Куль — жемчужины Кыргызстана. Виды за окном завораживали, с одной стороны — озеро, с другой — горы, подпирающие облака, заверни сейчас в любое ущелье и тебя ждут поразительной красоты пейзажи.

Киргизия. Дорога вдоль южного берега Иссык-Куля.

Каракольский ашлям-фу

Спустя пять часов дороги мы оказались в чудесном городе на востоке страны — в городе Каракол. Круглый год здесь можно встретить много туристов из разных стран. Летом альпинисты и любители пеших прогулок штурмуют окрестные ущелья, а зимой весь свет съезжается покататься на склонах горнолыжной базы Каракол — одной из самых лучших в регионе.

Каракол с кыргызского языка переводится как «могущественная рука». Вообще, «кара» — означает «черный», но местные жители рассказали мне, что в старые времена это слово также имело значение «могущественный». Так что правильный перевод не Каракол — черная рука, как многие думают, а Каракол — могущественная рука.

Каракол известен такими достопримечательностями, как деревянная церковь без единого гвоздя, дунганская мечеть, построенная на заре 20го века, много здесь чего интересного. Однако не все знают, что изюминка Каракола в особом рецепте приготовления ашлям-фу — дунганского блюда национальной кухни из лапши, крахмала и бульона. В особых «секретных» местах города можно отведать вкуснейшее каракольское ашлям-фу, к которому обычно подается пирожок с картошкой за совершенно символическую цену. Каждый раз приезжая в Каракол, мы обязательно останавливаемся в одном из таких мест, чтобы отдохнуть и покушать. Пишу сейчас эти строки и слюньки текут.

Секретная дунганская забегаловка в городе Каракол.

Дорога в Алтын-Арашан

Пополнив запас сил в секретных забегаловках Каракола, мы двинулись дальше. Дорогой через село Ак-Суу, в 10 километрах от Каракола мы подъехали к ущелью Алтын-Арашан. Всем местным джиперам известно, что дорога здесь одна из самых плохих в стране. Мало кто решается отправиться сюда на своей машине. По ущелью курсируют здоровенные вахтовки на базе Газ-66 и неубиваемые УАЗики. На форумах в интернете писали, что поездка по ущелью убийство машины и ездить туда на своем авто не стоит, а если погода дождливая, то уж тем более стоит развернуться обратно. Информация подобного рода настораживала, но не могла нас остановить. Кроме того, как только мы въехали в ущелье стал снова накрапывать дождь. В горах погода непредсказуема, «гора сама погоду делает», как сказал главный герой кинофильма «Эверест».

Киргизия. На въезде в ущелье Алтын-Арашан.
Дорога в Алтын-Арашан.

Дорога действительно ужасная, в видео, которое я выложу в конце отчета вы сможете самостоятельно оценить ее труднопроходимость. Но мы не отчаивались и метр за метром преодолевали размывы, здоровенные лужи и объезжали острые каменные глыбы, которыми усыпана дорога. Насколько эта дорога ужасна, настолько же интересна. А виды вокруг открываются умопомрачительные, справа бурная река, слева скалы, с неба льет дождь, а в ста метрах от нас в землю ударяет молния. Пожалуй, это была одна из самых захватывающих дорог Киргизии, по которым я ездил.

Алтын-Арашан. Дорога над облаками.

В какой-то момент мы поднялись выше туч и вновь засветило солнце, облака проплывали по ущелью прямо мимо нас. Оставалось совсем немного, еще один неприятный подъем и мы на месте. Хотелось уже поскорее выпить горячего чая и забраться в теплый спальник.

Участники экспедиции в Алтын-Арашан.

К домикам, которые стоят на вершине ущелья Алтын-Арашан, мы подъехали уже затемно. Забыл рассказать, что пока мы поднимались, нас догнал местный УАЗик, мы остановились пропустить его, т.к. ехали заметно медленнее и предельно аккуратничали. Водитель притормозил, из машины вышел коренастый мужичок, представился Валентином, рассказал нам про коварные места по дороге и звал на чай к себе в домик, если мы до него доедем. Мы были бы не мы, если бы не доехали. Вообще планировалось остановиться где-нибудь подальше от людей, но шел дождь, на улице было темно, все замерзли и мы решили воспользоваться гостеприимством Валентина, горячий чай нам всем сейчас был бы очень кстати.

Верховья ущелья Алтын-Арашан. Пик Паталка.

Валентин с радостью принял нас у себя в обители. В доме у него гостили иностранцы — англичанин, канадка и парочка австрийцев. Мы договорились, что разобьем лагерь на поляне недалеко от его «отеля» и придем к нему в дом, где сможем пожарить мясо на огне в камине, согреться и отпраздновать наш приезд. Чаем тут конечно дело не обошлось, организмы наши были измотаны дорогой, хотелось хорошенько отдохнуть, поесть и выпить чего-нибудь горячительного. Ну, а коли такое дело — гуляют все! И наша великолепная восьмерка, и иностранцы, и хозяин дома Валентин. Все сдружились в этом мирном уголке, рассказывали истории про себя, путешествия и места, в которых были. На английском заговорили даже те, кто его не знал, а иностранцы кричали «на здоровье» и «накатим» во время каждого тоста. Спать легли за полночь.

Алтын-Арашан. Обитель Валентина.
Алтын-Арашан. Контрольно спасательная служба.

Озера Алтын Арашана

Проснулись мы рано. Все таки дорогой в Алтын-Арашан наши планы не ограничивались. Из вариантов было совершить восхождение к высокогорному озеру Ала-Коль, до которого идти порядка 5 часов, или сходить к небольшим ближним озерам Алтын-Арашана. Команда у нас была разношерстная и не все были подготовлены для длительного восхождения в гору. Да и на озере Ала-Куль часть из нас уже была. Поэтому было принято решение сходить к ближним озерам, которые находятся на расстоянии пары часов ходьбы.

Хижина местных жителей по дороге к ближним озерам.

Идти решили налегке, взяли только фотоаппарат, чайник, горелку да немного еды. Горячий чай на финише всегда желанная награда.

Алтын-Арашан. Малые озера.

Шаг за шагом, спрашивая иногда дорогу у местных, мы приближались к цели. Дружной толпой мы подошли к озеру, которое оказалось совсем небольшим, но весьма красивым. Каждый помедитировал где-то у себя внутри, зарядился энергией озера на весь следующий год и сделал пару фотографий на память, и в инстаграм 🙂 Чай мы, кстати, так и не попили, оказалось, что в спешке, мы взяли пустой газовый баллон. Зато было весело.

Алтын-Арашан. По дороге к малым озерам.

Ночь вторая

Вторую ночь хотелось провести где-нибудь в более уединенном месте, поэтому мы попрощались с Валентином, отблагодарили его за теплый прием с вкусным чаем и поехали обратно вниз на поиски удобной поляны в лесочке, где можно было бы разбить новый лагерь. Спустились мы довольно прилично, но место нашли для лагеря просто замечательное — под кронами высоких елей, прямо у реки. Поставили палатки и принялись разводить костер, и готовить ужин. Так очередной день наших приключений подошел к концу. Спалось в ту ночь волшебно.

Ущелье Алтын-Арашан. Второй лагерь.
Ущелье Алтын-Арашан. Алексей готовит ужин.
Ущелье Алтын-Арашан. Ночные посиделки у костра.

Горячие источники Алтын Арашан

В Алтын-Арашане у нас оставался один пунктик, который мы до сих пор не отметили — горячие источники. После двух ночей в холоде без удобств, хотелось погреть свои кости в горячей воде. Позавтракав, мы отправились на поиски природных ванн, о которых нам рассказал Валентин. Находятся они в скалах прямо у реки, чуть ниже домиков на вершине ущелья. Искупаться там можно совершенно бесплатно. По дороге мы встретили ребят с Каракола, которые указали нам на тропинку, ведущую к источникам. Шагая вниз по крутому склону, нам попался маленький родник. Каково было наше удивление, когда опустив в него руки, оказалось, что вода горячая. Находка подстегнула наш энтузиазм и мы уверенно пошли дальше.

Река Арашан, вдоль которой бьют горячие источники.

Выйдя к реке, мы почти сразу нашли источники в скале. Так называемое «Ласточкино гнездо» и чуть подальше источник «Лягушка». Не успел я все толком осмотреть, как дружище Андрей уже забрался в ласточкино гнездо. Все остальные поспешили сбросить с себя лишнюю одежду и залезть внутрь. О, какое это было блаженство оказаться в горячей ванне за пределами цивилизации. Ощущения были непередаваемые. Мы нежились в горячих источниках прямо в скале, а снизу протекала бурная река. Мы пролежали в гнезде добрые полчаса, а потом лениво отправились обратно в лагерь. Пожалуй, это было одно из самых ярких впечатлений от поездки в Алтын-Арашан. Теперь можно было спокойно ехать домой. План минимум был выполнен.

Алтын Арашан. Горячий источник - Ласточкино гнездо.
Алтын Арашан. Ванна источника Ласточкино гнездо.
Алтын Арашан. Горячий источник Лягушка.

Южный берег Иссык-Куля

Спустились в Каракол мы довольно быстро, погода была солнечной, а дорога уже знакомой. В очередной раз поели сказочно вкусное ашлям-фу с пирожками и двинулись снова в путь. Третью ночь нашей экспедиции мы собирались провести на южном побережье озера Иссык-Куль. Поваляться на пляже, искупаться в еще пока теплых водах озера, лучшего завершения нашей поездки сложно было придумать.

Волны на южном берегу озера Иссык-Куль.

В тот день дул сильный ветер, а волны были по местным меркам просто огромные. Я был один из немногих, кто решился тогда искупаться. Вода была на удивление теплой, а волны, накрывающие с головой, напоминали мне о серфинге. В подобных условиях на Иссык-Куле я купался впервые. Вспоминаю сейчас те моменты, и улыбка не слезает с моего лица.

Южный берег озера Иссык-Куль.

А потом ветер утих, а уходящее за горизонт солнце подарило нам невиданной красоты закат. Все уселись на берегу и молча смотрели в красно-оранжевую даль. Чудесное завершение нашей поездки.

Закат на озере Иссык-Куль.
Киргизия. Орто-Токойское водохранилище.

Дорога домой. Орто-Токойское водохранилище

Домой мы поехали не по привычной дороге через город Балыкчи, а через Орто-Токойское водохранилище. Воды в нем оказалось не очень много, но новая дорога прибавила эмоций в копилку впечатлений от экспедиции в ущелье Алтын-Арашан. На этом я заканчиваю свой рассказ и уже с нетерпением жду наших новых поездок по просторам горной Киргизии, о которых мы начинаем задумываться уже сейчас.

Видео отчет о поездке в ущелье Алтын-Арашан

Дешевые авиабилеты в Бишкек надо?

Автор:

Владимир

Самостоятельный путешественник. Увлекаюсь серфингом, сноубором, йогой и пешеходным туризмом. Мечтаю объехать весь и мир и планомерно осуществляю свою мечту.