Склоны Ак-Тюза. Местоназначение фрирайда на сноубордах.

Хотелось укутаться поглубже в теплое одеяло и сделать вид, что там, под ним, будильника совсем не слышно. Так всегда бывает, когда ложишься после полуночи, а вставать – пол-шестого) Пересилил.

За окном шел снег и это радовало – значит, нарваться на голые склоны нам не грозит. Хотя, до места – 150 км, а в Киргизии погода разная в каждом ущелье. Еще раз просмотрел бегло ГуглМэп, стараясь запомнить повороты и названия мест, через которые проложен маршрут. Ак-Тюз. Новое место для всех нас, новые горизонты…)

Айс приехал вовремя, в шесть утра мы уже загружали сноуборды в машину и набирали Вансу.

Ванса у дома провожала мама. Они стояли у ворот под снегом и ждали нас. Меня очень трогают такие моменты, т.к. знаю, насколько важно для нас понимание близких и насколько важно близким наше возвращение с впечатлениями, и только с впечатлениями [целыми, без переломов и вмятин].

Загрузились. Ванс сонный – не спал толком)

По пути должны были забрать Ростика, но тот прислал смс в три ночи, что доберется до места встречи самостоятельно. Улыбнуло, т.к. зная его, смело предположил, что наш новый райдер тоже будет после бессонной ночи)

Дешевые авиабилеты в Бишкек надо?


До родителей добрались быстро. Выгнали Машину_для_путешествий, припарковали машину Айса, перегрузили снаряжение [к моменту загрузки как раз подоспел Ростик, сонный, но полный оптимизма] и отправились в путь. Город потихоньку начинал просыпаться, на темных снежных улицах появлялись серые люди с мрачными лицами, а мы отдалялись все дальше и дальше от этого, на встречу приключениям)

Из Бишкека ехали по объездной дороге, поэтому штурману [Вансу] было скучно, как никогда – хорошая широкая дорога, минимальное количество машин на нашей полосе) Нашли развлечение – включали дальний свет)) Это красиво – когда едешь сквозь снег при ближнем свете, то почти его не замечаешь, а стоит включить дальний – и фарами освещается целая снежная буря, окутывающая машину!

В пути не покидали разные мысли, одна половина из них была о том, что это здорово – вот так вот взять и сорваться с места, уехать, пусть не далеко, но провести день крайне небанально. Другая же половина вертелась вокруг того, что опыт катания среди деревьев ограничивался Каракольскими елями и кустарниками арчи в Кашка-Суу. Да и бэккантри не было уже больше года, не то, что раньше…

Первая остановка была в Кемине. Кемин был, так сказать, отправной точкой в Новый Мир. За ним наша дорога уходила на север, к поселку Бурулдай, а оттуда – в Ак-Тюз. Пока парни ходили в магазин, незнакомый мужичок продал мне плоскогубцы за 15 сом)) Не знаю, зачем купил их, из надобности или все же из-за того, что «Купи, пожалуйста, мне 15 сом на дорогу не хватает…»

Всепроходимая Mitsubishi Delica.

Путь до Ак-Тюза нашли очень быстро, местные показали дорогу и сказали, что «она тут одна». Забавно, но этот старый советский асфальт в горах сохранился гораздо лучше асфальта на многих улицах Бишкека [привет, Мэрия]. Кстати, к слову – снег прекратился примерно за Токмаком, а в ущелье, как нам показалось, его и вовсе не было. Горы встретили нас голыми склонами и туманом, ограничивающим видимость. Но, чем дальше мы въезжали, тем больше снега попадалось нам, и тем больше уходил туман, постепенно открывая для нас всю красоту этого практически безлюдного места.

Вскоре мы добрались до первого леса, возле которого дорогу перекрывал шлагбаум. Дальше ехать спокойно было уже невозможно – сердце колотилось все сильнее – лес, березовый лес всего в трех метрах от нас! И склоны [идеальные, как тогда показалось, для спуска]!

Зимние леса Ак-Тюза.

Мы вышли из машины, постучались в небольшой барак, находящийся возле шлагбаума. Нам открыла женщина [егерь?], добрая, улыбчивая, общительная) Рассказала нам немного о местных горах и очень посоветовала кататься «на этом» дальше по ущелью. Но как можно было отправляться дальше, когда здесь приключения начинались уже через дорогу?!) Мы припарковали машину возле дома этой женщины, взяли снаряжение и отправились на склоны.

Толк от снегоступов был только один – тот, кто шел впереди, хорошо тропил дорогу для всех остальных. По большому же счету, вспомогательной роли они там особо не играли. Убрав их в рюкзак, шел то впереди, проваливаясь в снег выше колена, то за парнями, «отдыхая» по пробитой тропе.

Безумно приятное ощущение – в лесу тихо, шум только от нас, много деревьев и уклоны с очень красивыми выкатами! Нам не терпелось «взорвать» этот снег, поэтому решили не подниматься слишком высоко, а начать как можно скорее) Я встёгивался, предвкушая слалом по целине, Айс, Ванс и Ростик проверяли снаряжение. На правах водителя попросил парней уступить «почетное открытие» мне, и, настроившись, подпрыгнул как можно выше, развернув в прыжке доску параллельно склону… Сердце замерло…

Доска не провалилась в снег. Сноуборд начал скользить неожиданно медленно. На столько медленно, что не удалось выкатить даже на ближайший противоуклон. Фирн… Корка льда поверх снега, которая способна испортить любое катание… НО, «русские не сдаются!» (с)

Катание на сноуборде в Ак-Тюзе.

Выстегнулся. И опять пришлось идти по колено в снегу. Пройти предстояло всего несколько метров, но эти несколько метров отняли несколько минут. Мы вышли на новый затяжной склон, который вселял уверенность в то, что на этот раз все точно получится!)

Попытка номер два. Ванс поехал первым и довольно быстро скрылся из вида. Ростик и Айс только пристегивались, и я поехал вторым. Скорость набиралась гораздо лучше. Восторг! Первые деревья обошел легко, затем – первый крупный сброс и большой уклон. Фирн. Потеря контроля ощутилась моментально… Сгруппировался, но упасть самостоятельно не успел – зацепил носом сноуборда березу. От удара доску закрутило и через мгновенье последовал удар об другое дерево, ниже, спиной. В такие моменты забываешь, как дышать… Спас рюкзак и шлем, но восторг сменился резкой болью. На этом скоростной спуск в первом лесу был окончен…

Спустился медленно, правой ноге досталось… Ванс встретил меня внизу. Наблюдали, как съезжает Ростик – отличный слалом, фирн, береза. Это был единственный спуск Ростика в этот день – от удара разорвало правое крепление.

Айс спустился менее трагично, но не без приключений.

Первый спуск не добавил позитива в общее настроение. Убиваться об жесткий снег не хотелось никому… Мы выпили горячего чая и решили попытать счастья в другом месте.

Отъехали не далеко, метров на 500 от предыдущей стоянки. Здесь в сторону от основной дороги уходило ответвление, явно не для машин [предположили, что эта широкая тропа проторена скотом]. Нам понравился уклон и выкат со склона в этом месте, было решено протестировать)

Припарковались так, чтобы не мешать встречному транспорту [на наше удивление, встречный транспорт попадался периодически]. Ростик, пожелав нам удачи, остался в машине.

По «пробитой» тропе идти было не сложно, мы довольно быстро обогнули гору, кое-как сделав по пути наброски маршрута [вокруг нас висел туман, так что особой видимости природа нам не предоставила]. Радовал снег – здесь уже не было того фирна, доска здесь врезалась в пухляк на «Ура!». Низом дошли до леса [точнее, лес был на горе над нами], далее начался подъем «в лоб». Поднимались долго, около получаса, временами проваливаясь в снег по пояс. Оптимизма предавали верхушки деревьев – ограниченные горизонтом холма, с каждым новым шагом они представали перед нами все больше и больше, и от этого хотелось поскорее дойти до их основания) Дошли. Дыхание сбилось так, что если бы курил, обязательно бы бросил. Ну что ж, попытка номер…

Несмотря на первый спуск, верилось в лучшее. И на этот раз наши надежды оправдались! Правда, мы снова попали на противоуклон, снова пришлось выстегиваться и идти несколько метров, но это был уже Тот_Самый_Пухляк!

Дойдя до хорошего уклона и определив в тумане направление спуска, встегнулись и поехали! ЙАААХ. Стоп. WTF?! Второй спуск закончился, не успев начаться) В тумане мы перепутали север с северо-востоком и довольно быстро выкатили к середине той самой тропы, по которой обходили гору низом. [убрано цензурой]

Чтобы хоть как-то реабилитироваться, спускались на сноубордах до машины по пути подъема.

Заброшенный завод в Ак-Тюзе.

После этого спуска решили подняться еще выше по дороге, до старой фабрики [видели ее раньше на фото]. Дорога шла вдоль крутых скальных срывов и мимо табличек «Выгул скота и водопой запрещены!» на фоне знаков «Внимание, радиация!». По пути нашего подъема новых склонов, пригодных для спуска к дороге, мы так и не увидели. Зато увидели Ак-Тюз. [убрано цензурой]. Небольшой поселок, похожий на один из тех, что можно увидеть в игре «Сталкер». Заброшенный завод с недовыбитыми стеклами. Заброшенная шахта по ту сторону реки. Домашние животные и редкие прохожие. И маршрутка, самая настоящая [именно она удивила больше всего].

Сильно хотелось есть, поэтому решили сначала пообедать, потом возвращаться. Жевали бутерброды, пили горячий чай и смотрели на некогда величественные здания невдалеке от нас. Я попытался представить, как это было – новый завод среди гор, инфраструктура поселка, везде люди, радостные, скорее всего. Не получилось.

После обеда стали спускаться вниз. Было решено остановиться в том же месте, где катали второй раз, только теперь выкатить к машине, а не в сторону.

Во время третьего подъема тумана уже не было, поэтому мы пошли другой дорогой, более короткой, а в итоге вышли к месту «идеального старта». Встегнулись, наметили маршрут…

Позади сноуборда оставался длинный шлейф мягкого пушистого снега. Я не чувствовал, что еду, скорее – что парю!)) Скорость становилась все выше и выше, деревья мелькали все быстрее! «Так, вот тут! ДАВАЙ!!!». Проскочил в слаломе между двух стволов, оставив свой след четко между ними. ДА!!! Мыслей не было, был чистый восторг! Первый наддув, первый подлет, приземление – и миллионы снежинок поднялись столбом вокруг меня, на мгновенье, и через мгновенье остались уже позади, а я летел дальше. Второй наддув.. Третий… ПОЛЁТ!

Я остановился у самой дороги. Сердце бешено билось, с замерзшего лица не сходила улыбка. Молчать было нереально, и мой крик, казалось, прокатился по всему ущелью) Ванс уже был внизу, такой же счастливый, как и я) Без разговоров – сейчас было именно то, за чем мы сюда и приехали))) Бегом к машине, горячий чай и скорее опять на гору, скорее опять вниз!)))

Глубокий снег в Ак-Тюзе.

Четвертый спуск был для меня крайним в этот день. После стремительного слалома и приземления с наддувов, я [до сих пор не понимаю – как?!))] умудрился воткнутся в пухляк в пяти метрах от дороги, да и к тому же сам себя засыпал мокрым снегом)) Было абсолютно не больно – было невыносимо смешно))) Пока Ванс делал фото моей головы, левой руки и сноуборда, торчащих из сугроба, Айс пытался меня откопать, хохоча во весь голос)) После этого я решил, что четырех спусков для меня достаточно, и первый опыт бэккантри в Ак-Тюзе для меня прошел вполне неплохо)

Парни отправились на пятый спуск и вскоре с возгласами, отдаленно похожими на «Ййййииииххаааа!», оставили на склоне два новых следа.

Ак-Тюз - раздолье для фрирайда.

После, уже переодевшись и загрузив снаряжение в машину, мы еще раз на несколько минут обернулись к склону. Стояли молча, каждый думал о чем-то своем, смотря на разрезанный сноубордами снег среди горного леса. И улыбались))

На обратном пути через Кичи-Кемин и Бурулдай Ванс жестами приветствовал всех встречных, а они дружественно улыбались и махали ему в ответ) Радио предательски отказывалось работать, пришлось петь песни, как умеем, до самого Кемина)

Фрирайд на сноубордах в Ак-Тюзе.

Через некоторое время придорожные поселки остались позади, а мы выехали на объездную дорогу. Финишная прямая.

Дорога домой.

«Уважаемые пассажиры, запомните этот день! Через час мы будем дома!»

Автор — Андрей Осянин.

Автор:

Владимир

Самостоятельный путешественник. Увлекаюсь серфингом, сноубором, йогой и пешеходным туризмом. Мечтаю объехать весь и мир и планомерно осуществляю свою мечту.