Караван-сарай Таш-Рабат

Вдоволь насладившись красотами Кель-Суу, мы решили ехать дальше. Обычно мы редко проводим больше ночи на одном месте, а возвращаться по проторенной дорожке вообще не комильфо. Так что спустившись с Кель Суу, мы доехали до развилки и повернули в сторону Чатыр-Куля.

На Кель-Суу есть две дороги: та, по которой мы приехали, и крюк через Торугарт вдоль границы с Китаем. По второму маршруту редко кто ездит, но зато можно по дороге заехать на Таш-Рабат. Туда мы теперь и направились.

Дорога на Торугарт

Дорога ведет прямиком к пограничному пункту Торугарт, до которого порядка 100 км. Первую часть пути мы ехали по нескончаемому руслу реки. Дорога здесь весьма условная и только благодаря картам Maps.me мы не заблудились. Хотя все равно проворонили один из поворотов и чуть не пересекли границу.

По пути нам приходилось преодолевать несколько небольших, но, как оказалось, коварных бродов. Проезжая один из них, мы умудрились застрять, но благо быстро вылезли, подцепив трос ко второму автомобилю нашей экспедиции. Так что будьте благоразумны и старайтесь всегда отправляться в подобные путешествия в составе нескольких подготовленных автомобилей.

Коварные брод по дороге к Чатыр-Кулю

Вскоре мы наконец-то оставили позади дорогу, петлявшую по руслу реки, и выехали на довольно хорошую грунтовку, которая шла вдоль столбов, отделявших нас от Китая. Забавно, но если верить карте, то граница должна была быть где-то в паре километров от дороги, но столбы с колючей проволокой плотно примыкали к дороге. Поговаривают, что Кыргызстан продает свои земли вдоль границы, но о достоверности этой информации я не могу судить. Могу только поделиться фактом нахождения границы ближе, чем она есть на карте.

Чатыр-Куль

Слабыми отблесками водной глади вдали Чатыр-Куль стал появляться на горизонте. В переводе с кыргызского Чатыр-Кёль означает «Небесное озеро». Озеро располагается на высоте 3500 метров и входит в тройку самых больших озер Киргизии, уступая по площади лишь Иссык-Кулю и Сон Кулю.

Озеро Чатыр-Куль на горизонте.

На такой высоте среднегодовая температура весьма не высока, даже сейчас в июле здесь периодически выпадает снег. Рыбы в озере соответственно не водится, но некоторые перелетные птицы тем не менее останавливаются здесь на зимовку. Полагаю, что озеро может поразить своей красотой, но с южной стороны к нему почти не подобраться — окружающие его земли сплошное болото. Частенько туристы, отдыхающие в Таш-Рабате, отправляются на четырехтысячный перевал неподалеку, чтобы увидеть озеро с высоты. Вот там, наверное, вид завораживающий. Нам, на равнине, оставалось наблюдать лишь лазурь уходящего в даль зеркала Чатыр- Куля.

Южное побережье озера Чатыр-Куль

Граница с Китаем

Грунтовая дорога кончилась и мы уткнулись в пограничный пункт Торугарт, к которому вереницей тянулась очередь из нескольких десятков фур. Наконец-то под колесами асфальт и мы ускорились, чтобы засветло доехать до Таш-Рабата.

Торугарт. Погран зона между Киргизие и Китаем.

Примерно на половине пути нам снова пришлось пройти проверку наших пропусков в пограничную зону. Были мысли, что по этому пути можно попасть на Кель-Суу без пропусков, но оказалось и здесь есть застава. Выходит, что даже передвигаясь по асфальту, например в Китай, вам не обойтись без пропуска. Довольно странной, мне кажется необходимость каких-то ограничений передвижения внутри страны. Мы же не в какую-то Тибетскую автономию после этого попадаем, где свои границы и правила.

Дорога на Таш-Рабат. Киргизия.

Таш-Рабат

Как мы не старались, приехать засветло к крепости Таш-Рабат нам не удалось. Проехав десятки юрт, в которых здесь гостят туристы из самых разных уголков земного шара, проехав саму крепость, мы остановились на широкой поляне подальше от людей. Разбили лагерь, приготовили поесть и легли спать. В Таш-Рабат мы сходим завтра.

Наш лагерь около Таш-Рабата.
Панорама ущелья реки Таш-Рабат.

Таш-Рабат — один из немногих архитектурных памятников Киргизии. Кроме башни Бурана, больше ничего и на ум не приходит. Все дело в том, что кыргызы — кочевой народ и редко задерживались в старые времена на одном месте, постоянно переезжая на новые земли, где можно было пасти скот.

Киргизия. Великий шелковый путь.
Киргизия. Красоты Таш-Рабата.

«Таш-Рабат был построен в XV веке на месте более древнего монастыря IX-X веков. Существует две версии его основания: первая — крепость была основана ханом, который хотел защитить торговые караваны от разбойников, и при этом внести вклад в развитие страны. Вторая — он был основан местным богачом, но стройка этого замка не закончилась по неизвестным причинам.»

Юрточный лагерь в Таш-Рабате.
Таш-Рабат древняя крепость в Киргизии.
Таш-Рабат. Караван-сарай на Шелковом пути.
Прибежище путников и купцов. Таш-Рабат.

По мнению многих историков, Таш-Рабат был ключевой точкой на Великом Шелковом Пути при переходе через Тянь-Шань. Здесь странники и купцы могли отдохнуть, пополнить запасы провизии, а заодно и найти убежище от непогоды, и грабителей караванов.

Внутри Таш-Рабата. Киргизия.
Вход в Таш-Рабат.
Комнаты внутри Таш-Рабата.
Под куполом Таш-Рабата.

Вход в караван-сарай стоит 20 сом для местных и 100 для иностранцев. Крепость представляет собой что-то вроде «отеля» с множеством номеров по краям и большим залом по центру , где скорее всего располагался очаг. Мы также углядели коптильню, погреб и баню, но достоверной информации о назначении той или иной комнаты получить не удалось.

Наконец-то нам удалось посетить это значимое для кыргызского туризма место и буквально прикоснуться к истории. Мало кто из местных жителей бывает в столь отдаленных уголках Киргизии, зато иностранцев здесь вдоволь. Фотографируют, исследуют, проникаются местной культурой и уходят далеко в горы смотреть на Чатыр-Куль, кто-то пешком, кто-то на лошадях. Хочется верить, что однажды туризм станет ключевым источником благосостояния Кыргызстана, ну а пока надеемся, верим, бережем то, что есть и не оставляем за собой мусора, которого уже даже в самых труднодоступных районах — горы.

Автор:

Владимир

Самостоятельный путешественник. Увлекаюсь серфингом, сноубором, йогой и пешеходным туризмом. Мечтаю объехать весь и мир и планомерно осуществляю свою мечту.