Озеро Кель Суу. Киргизия.

Поездка на озеро Кель Суу (или как его еще называют Кол Тетири) зрела давно. В прошлом году мы даже пропуска в пограничную зону сделали, но таинственное озеро так и не наполнилось. Пришлось в очередной раз отложить поездку.

В этом году удача повернулась к нам лицом — озеро наполнилось и окрасилось в свой самый красивый зеленый цвет. Откладывать ежегодный «бразатрип» было нельзя. Вновь были оформлены пропуска в пограничную с Китаем территорию, подготовлены внедорожники и заряжены фотоаппараты. Кель Суу жди нас.

Дорога на Кель Суу

Озеро Кель Суу находится на высоте 3520 метров в горах Нарынской области. От Бишкека до озера примерно 461 км, из которых 334 км — асфальт трассы стратегического направления Бишкек-Торугарт. В приложении Maps.me есть довольно точная карта с обозначенной дорогой прямо к озеру, так что потеряться будет сложно.

Дорога на Кель Суу. Киргизия.

Проснувшись рано утром и закупив все необходимые продукты, мы двинулись в путь. Восемь человек, два джипа и невероятная жажда приключений — все, что нужно для небольшого самостоятельного путешествия в отдаленный уголок Киргизии.

Нарын

Промежуточным пунктом нашей поездки стал город Нарын — административный центр Нарынской области. По факту маленький городок на берегу крупнейшей в Кыргызстане одноименной реки, окруженный с двух сторон горами. Самое яркое впечатление оставила центральная мечеть, украшенная голубой мозаикой. Наверное, других достопримечательностей тут больше и нет. Нарын славится своей хоккейной командой, горнолыжной базой с крутым склоном, на которой никто кроме местных не бывал и, конечно, самым вкусным в республике мясом. К слову, здесь мы отобедали в лучшем по рейтингу TripAdvisor-а заведении. Сначала мы ели дивный салат под названием «мужской сюрприз», а потом отведали национальное блюдо куурдак (мясо с картофелем). Скажу честно, было вкусно и недорого. Заведение называется Nomad Coffee. В Нарыне мы не только заправились сами, но и заправили бензобаки наших машин, дальше по пути хороших заправок уже не будет, так что имейте в виду.

Куурдак - кыргызское национальное блюдо.

Пограничная застава

Через 16 км по живописному ущелью мы свернули с трассы, дальше довольно сносная гравийка, горы, поля и сотни перебегающих дорогу сурков.

Сурки в Нарынской области.
Яки по дороге на Коль Суу. Киргизия.

На 71-ом километре от Нарына мы упираемся в пограничный пост. Здесь нужно предъявить паспорта и заранее оформленный в Бишкеке пропуск в пограничную зону. Без всяких вопросов наши данные записывают в журнал и пропускают дальше. Через 10 км застава покрупнее, наблюдательная вышка, казармы. Здесь нас проверяют снова. Навстречу едут два старых рендж ровера и автобус сопровождения иностранных туристов на велосипедах. Все, кто здесь встречаются, в основном едут на Кель Суу, буквально за несколько лет это направление стало чуть ли не одним из самых популярных. В прошлом году туристическая фирма Ак-Сай даже поставила здесь свой палаточный лагерь, а в этом сезоне тут вырос еще и лагерь Tripology. Одной из самых больших проблем на подъезде к Кель Суу был переезд через реку Ак-Сай, старый мост давно смыло, а брод доставлял порядочно хлопот. Не один десяток машин здесь «утопили». В этом году через реку построили мост и поток туристов хлынул с еще большей силой.

Горы Нарынской области. Кыргызстан.

Дорога к озеру и испытание внедорожников

Сразу за палаточным лагерем Ak-Sai нам предстоит переехать небольшую, но довольно опасную реку КелСуу. В зависимости от времени года река бывает весьма полноводной и тогда переехать ее без шноркеля невозможно. К счастью, удача была на нашей стороне, воды было относительно немного и даже стоковый LX470 преодолел эту водную преграду. В переезде через реку нам здорово помог местный мальчишка на лошади, который показал в каком месте проехать, за что мы его отблагодарили сотней сомов. Это намного дешевле, чем застрять в незнакомом месте.

Брод по дороге на КельСуу.
За этими скалами озеро Кель Суу.

Впереди нас ждали сазы — болотистая местность с виду совершенно безопасная, но стоит вам сбавить газ и можно с легкостью застрять в этих топях. Toyota Tacoma на 33х гудричах с легкостью пролетала все самые каверзные места, а вот LX периодически буксовал. Мы все переживали за эту машину, но напичканный электроникой Lexus ехал даже на лысой резине. Думаю, в дождь здесь все бывает намного сложнее и опаснее, но нам снова везло и было сравнительно сухо.

Toyota Tacoma на последнем серпантине.
Lexus LX470 на берегу КельСуу.

Озеро Кель Суу

Ну что ж, две из трех преград успешно пройдены. Остался каменистый серпантин и нам откроется озеро. Боже, как оно фантастически красиво. Воодушевленные своим успешным заездом к озеру и открывшимся видом все мы ликовали. Мы сделали это! Теперь можно и отдохнуть.

Озеро Кель Суу в Нарыне.

Озеро Кель Суу образовалось здесь много тысяч лет назад в результате сильного землетрясения. Помимо своей невероятной красоты, озеро примечательно тем, что довольно часто вода спускается по подземным пещерам и гротам, обнажая каменистое дно. Отсюда и название Кель Суу, что в переводе с кыргызского «приходящая вода». Предположительно, где-то в пещерах под землей, есть слив, который замерзает и «держит» озеро наполненным. Местные говорят, что если зима теплая и осадков немного, то скорее всего летом озеро не наполнится. Так что отравляясь на озеро, постарайтесь узнать информацию о его текущем состоянии.

Кель Суу 3520м

Хотя есть свои прелести и в пересохшем озере, вокруг которого находятся десятки неисследованных пещер, манящих спелеологическое сообщество и просто энтузиастов.

Высокогорное озеро КельСуу.

Горная болезнь

На высоте 3520 метров многих членов нашей экспедиции настигла «горняшка». Установить палатку или сбегать за водичкой — стоило немалых усилий. Голова кружится, кто-то бледный, кому-то тяжело дышать. Почти все мы уже бывали на таких высотах, но почему-то в этот раз впервые ощутили влияние высокогорья. Тяжелее всего было заснуть, лежа на животе катастрофически не хватало воздуха, чуть полегче было на спине, но все равно приходилось дышать полной грудью, чтобы получить необходимую дозу кислорода. Изрядно намучившись, я все же заснул.

Лагерь на берегу КельСуу.
Горная болезнь

На лодке по Кель Суу

С собой мы взяли надувную лодку. Не знаю откуда возникло это желание, мы были на разных озерах в Кыргызстане, но никогда не думали о лодке. Лишь однажды на Сары-Челеке нам удалось прокатиться на катере егеря до середины озера. Видимо с тех самых пор закралась идея обязательно взять с собой лодку на самое красивое озеро — Кель Суу.

Моторные лодки на КельСуу.

На берегу уже стояло три лодки, когда мы приехали — две большие надувные лодки с мотором и одна железная весельная. Моторки принадлежали лагерю Tripology и отвечающие за них гиды наотрез отказывались нас катать, только своих и то, после приказа «свыше».

Наша лодка на КельСуу.

Ну нет так нет, надули свою маленькую лодочку и поплыли. Вода 3 градуса, спасательных жилетов нет, лодка маленькая одноместная. За неделю до нашей поездки подруга рассказывала, как ее друзья взяли на прокат железную лодку и пропали из вида на 6 часов. Пошел дождь, их прибило к берегу, где они укрывались под лодкой, а потом с трудом из последних сил возвращались к берегу. В общем, не буду скрывать, было немного страшно отправиться в неизвестность на маленькой надувной лодке. Но жажда впечатлений и адреналина сделали свое дело. На всякий случай мы брали с собой в лодку рацию, насос и тепло одевались.

На лодке по КельСуу.

В очереди на катание я был третьим и мой товарищ Алексей, который передал мне лодку, сказал, что все было легко и это чистый кайф. Ну сейчас кайфону, подумал я, но не тут то было. Погода в горах очень переменчивая и солнечная погода может вмиг обернуться снегопадом. Благо снега не было, но поднявшийся ветер вмиг отнес меня за несколько сотен метров от берега. Я действительно получил огромное удовольствие от этого плавания — ты на маленькой лодочке, на озере среди скал, такого я в своей жизни еще не делал. Кроме того, некоторую уверенность вселяли курсирующие туда-сюда моторные лодки. Правда, из-за ветра вернуться назад мне стоило больших усилий, в какой-то момент я даже устал грести.

Мотоные лодки на озере КельСуу

Но все это, конечно, относительно и как повезет. Парочка безбашенных девчонок катались после меня в ледяной воде на SUP-бордах, так что лодка это вообще супер безопасно.

Пещеры озера Кель Суу

Ближе к обеду на озере уже была толпа. Думаю, по меньшей мере сотня человек толпилась на берегу и мы решили потихоньку сваливать, когда узнали, что совсем рядом на пригорке есть пещера. Вооружившись фонариками, мы сразу же отправились в спелеологическую «экспедицию».

На подходе к пещерам КельСуу.

Над входом в пещеру нависала огромная раздробленная глыба, малейшее землетрясение и можно навсегда остаться в заточении. Сразу вспомнились события, произошедшие не так давно в Тайланде, когда школьники не смогли выбраться из пещеры из-за наводнения.

Нависающие над входом в пещеру глыбы.

Я уже бывал в пещерах, в Малайзии есть храмы в пещерах, а на Занзибаре я купался в пещерном озере, но в Киргизии я был в пещере впервые. Войдя внутрь, мы обнаружили огромный зал, из которого можно было либо пойти прямо, либо в узкую пещеру справа. Стены пещеры украшали соляные отложения.

Вид из пещеры.

Дух захватывало от наших новых пещерных приключений. Сначала мы дошли до самого конца широкой пещеры, а потом полезли в ту, что была справа у входа. Тут уже пришлось хорошенько полазить. В один момент я даже подумал, что не протиснусь в узенький проход. В конце концов мы подошли к еще более узкому месту. Видно было, что дальше открываются более широкие проходы, но мы решили не рисковать и вернулись обратно.

Соленые отложения внутри пещер.

Говорят, в этом районе вообще немало пещер, есть и такие, которые на километры уходят вглубь. В общем, в этот раз мы открыли новое для себя развлечение и возможно как-нибудь соберемся в настоящую спелеологическую экспедицию.

Пещеры КельСуу и иней.

Назад мы возвращались уже по знакомой дороге, которая не вызывала никаких трудностей. Единственной более менее серьезной преградой стала река, которую мы переезжали в брод. В послеобеденное время она стала более полноводной и воду во время переезда заливало волной на капот. Старайтесь в горах Киргизии всегда переезжать реки утром, когда там меньше всего воды.

Дешевые авиабилеты в Бишкек надо?

Озеро КольСуу.
Озеро КольСуу.

Дальше наш путь лежал через Чатыр Куль на Таш-Рабат, но об этом я расскажу в следующем отчете.

Автор:

Владимир

Самостоятельный путешественник. Увлекаюсь серфингом, сноубором, йогой и пешеходным туризмом. Мечтаю объехать весь и мир и планомерно осуществляю свою мечту.