ледник Верхняя АлаАрча

Сегодняшний отчет будет вновь посвящен красотам Киргизии. Мы опять вернемся в прошлое и я расскажу вам о нашем июньском походе на ледник.

При желании, высокие горы Центральной Азии позволяют заниматься горнолыжными видами спорта 365 дней в году. С наступлением лета, ближайшее пригодное для катания место в районе столицы — Большой Ала-Арчинский ледник. В 2010 году мы уже были в этих местах, но катались тогда на леднике Токтогул. В 2011-м не получилось (как-то не смогли собраться все вместе, да и дел у каждого по отдельности было миллион). В этом году решили не откладывать, решили спонтанно, собрали вещи и вышли в составе 3х человек (жаль у нашего главного агитатора и известного в узких кругах альпиниста Ильяса не получилось с работой и пошли без него).

Итак 22 июня 2012 в 18:00 наша троица собралась вместе и выдвинулась в сторону альплагеря Ала-Арча. Приехали, скомпоновали рюкзаки и в 19:00 пошли вверх. Расстояние от альплагеря до базы на Верхней Ала-Арче около 19 км или примерно 6 часов ходу. Ошибиться с маршрутом практически невозможно, тропа идет прямо по ущелью, и везде вдоль дороги стоят туры. В этот вечер по плану мы собирались дойти докуда дойдем засветло и заночевать.

маршрут от альплагеря до хижины Верхняя АлаАрча
сборы в альплагере АлаАрча

Шли мы примерно два часа и дойдя до второго моста, решили ставить палатку. Стало темнеть, да и дальше подходящего места для лагеря не предвиделось.

бэккантри на Верхнюю АлаАрчу

Только мы поставили палатку, расстелили карематы, достали горелку и хотели заварить наше «любимое» кукси с тушенкой, как вдруг выяснилось, что кастрюли то у нас нет . К счастью нашлась маленькая металлическая чашечка, в которой мы и заваривали потом все время водичку, сливали ее в такой же маленький термосок и грели вторую порцию воды . Впрочем если бы и ее не нашлось, грели бы тогда в консервной банке. Нам — суровым авантюристам не привыкать.

"заказывать что-нибудь будете? -нет, только кипяточку"
«заказывать что-нибудь будете? -нет, только кипяточку»

В общем поужинали, почаевничали, потравили всякие байки. Макс загадывал загадки про разных девиц, с разными пристрастиями. Вскоре мы завалились спать. Времени было уже к полуночи. Просыпаться собирались часов в 6 и двигать дальше. Спалось, по правде говоря, паршиво. И с утра, когда суровый Макс скомандовал просыпаться, вставать, мягко говоря, совсем не хотелось. Но планы есть планы, встаем, кушаем, складываем палатку и двигаем дальше. Ну а пока сворачивались, мимо пробежала толпа туристов в беретах и с советской киркой-ледорубом на плече, тоже, наверное, своего рода сумасшедшие энтузиасты .

утро перед восхождением на ледник
живописное место для ночевки перед восхождением

Собрались и быстренько втопили дальше. Пейзажи менялись друг за другом, мы обогнали туристов с киркой, перешли спокойно жынды-суу, прошли заброшенную метеостанцию и подошли к морене, где как и в прошлый раз увидели первый снег. Остановились перекусить парой сникерсов и запасенным в термосе чаем.

морена. осталось совсем немного
легкий перекус перед подъемом на морену

Оставалось совсем немного, но усталость давала о себе знать. На нечастых остановках каждый был погружен в свою пучину мыслей, ожиданий и фантазий… Погода кстати была к нам благосклонна и весь путь мы шли «по сухому». Частенько вспоминали Батьку, который покорил эти непролазные высоты на своем катлето-патруле (кстати на сегодняшний день покорил уже дважды). Даже родилась пословица «Умный в гору не пойдет, умный Паджеро лифтанет» .

сноубордисты летом - небычная картина
сноубордисты летом — небычная картина
пятиминутный привал
на последнем этапе восхождения, самое время подумать о вечном

Ближе к часу дня подошли к базе. И к этому времени, общая длительность пути составила шесть с половиной часов. И для нас — не самых ярых пешеходов, это время было вполне приемлемо. База встретила нас начинающимся дождем и новеньким синим входом. На базе уже давно лежит кем-то оставленная доска. Подушатанная, но тем у кого нет доски или тяжело тащить ее наверх, вполне можно прийти со своими крепами и ботинками и вдоволь покататься.

последние метры до базового лагеря Верхняя АлаАрча
база Верхняя АлаАрча. 3440 метров

Времени мы терять не стали, побросали рюкзаки и втопили на склон. Идти было просто невыносимо, шел дождь, видимость была не лучшая. Но мы таки дошли до рогообразной скалы, разделяющей Токтогульский и Большой Ала-Арчинский ледники. Катнули оттуда, зарядились неимоверным позитивом, загадали, чтобы завтра была хорошая погода и вернулись в дом, где нас ждали четверо новоприбывших пешеходов, активно согревающихся всеми доступными горючими средствами, а точнее включенными горелками, свечками и разлитым по стаканам алкоголем.

первые попытки катания на склоне около базы
сытный ужин сноубордиста в домике на Верхней АлаАрче

Вдоволь наобщавшись с новыми соседями, мы легли спать. Просыпаться было запланировано в 5 утра, кушать и идти кататься по еще крепкому снегу. Погода все так же была пасмурной. В комнате было очень тепло и я даже почти не залазил в спальник. Чуткий сон прерывали только шуршащие куницы. Так прошел субботний день.

Дешевые авиабилеты в Бишкек надо?

В воскресенье мы проснулись, как и планировали в 5 утра, в темпе позавтракали, оделись, взяли снарягу и чухнули на склон. В 2010-м году, как я уже говорил ранее, мы катались на леднике Токтогул. Но многоуважаемые альпинисты ни раз говорили, что там много трещин и катание там не безопасно. Поэтому было решено идти на Большой Ала-Арчинский ледник. Во первых — безопасней, во вторых — мы там не катались.

Погода, к сожалению, была облачной и иногда было сложно ориентироваться.

нелегок путь настоящего сноухантера
база осталась далеко позади, а мы только в начале нашего пути
путь на вершину ледника идет через каменную гряду

По дороге нам попался здоровенный каменюга, который Максим пренепременно захотел заджибить.

летний джиббинг по дороге на вершину ледника
элементы фристайла на леднике
скальный джиббинг посреди лета

Подурачились, передохнули и пошли дальше. Иногда облака чуточку рассеивались и мы просто «офигевали» от увиденного, однажды даже чуть ли не уперлись в скалу, но все время старались идти по заранее показанному более опытными альпинистами маршруту. Поход к вершине казался нам бесконечным в этой белой мгле. Но самым обнадеживающим знаком была увиденная, как я полагаю, вершина некогда стоящей тут канатки. Оставалось немного.

рассеялся туман и оказалось, что мы на верном пути
вершина канатки уже видна позади

Дошли до отделяющей нас от вершины каменной гряды, на небе засияло солнце, а на наших лицах улыбки .

середина лета - снега по колено
середина лета — снега по колено
последний этап восхождения на ледник

И вот вершина! Не знаю точно, но, кажется, именно сюда в недавнем времени прилетала группа туристов с местного форума-Дизель на вертолете.

фотосессия перед спуском с ледника
Большой Ала-Арчинский ледник. сноуборд экспедиция.
участники летнего сноухантиг трипа на Большой Ала-Арчинский ледник

На этой «вершине» куча разного металлолома и все как на ладони.

эмоциональный взрыв перед спуском с ледника
наивысшая точка горнолыжной базы на Большом Ала-Арчинском леднике
наивысшая точка горнолыжной базы на  Большом Ала-Арчинском леднике

Еще недавно в этом месте джибил Ботас, Женя Патлай, Комиссаров Вова и другие участники вертолетной группы. Снега тогда было сантиметров на 30 больше.

остатки опор горнолыжной базы Верхняя АлаАрча

Не знаю правда или нет, но альтиметр, который в общем-то барометр, показывал 3866 метров над уровнем моря.

верхняя точка спуска с ледника. 3866 метров

Исполнив ритуальные танцы мы ринулись вниз, вот то, чего мы так долго ждали!

Большой Ала-Арчинский ледник. Вершина ныне погребенной канатки.
спуск на сноубордах с  Большого Ала-Арчинского ледника

Примерно на трети пути оказалось озеро, и Денис с Максимом решили проехаться по нему. Что провернули дважды.

небольшое озеро на БАЛе
через озеро на сноуборде

Пока катались, на крутом склоне напротив с грохотом сошла лавинка.

небольшие лавины на Большом Ала-Арчинском леднике

После этого, мы вновь поднялись на вершину, где стоит последняя опора канатки и уже с полным наслаждением спустились до самого низа. Эмоций целый вагон. Покатать на снегу в середине жаркого лета — неимоверное удовольствие .

Состояние снега вполне катабельное, немного мокрый, но вполне сгодится. Ну и конечно зависит от времени. Чем ближе к обеду, тем слякотней.

Спустились к базе где-то в час дня. Наши соседи уже ушли к этому времени. Покушали. Собрались. Убрались. Забрали с собой мусор. И втопили вниз.

Спустились кажется за 5 часов. Долго спускались по морене и полноводная к этому времени Жынды-Суу далась не сразу.

Обязательно вернемся сюда снова. Всем советую посмотреть видео, смонтированное Максимом, в конце поста. Там много позитива, экшена и «взрывающийся вертолет».

Всем спасибо за внимание. Команда 40 градусов .

P.S. на сколько мне хватает представления, шли и катались мы примерно вот так.

маршрут пешего подъема на Большой Ала-Арчинский ледник

Обещанное видео от Максима.
Large Ala-Archa Glacier snowhunting trip from Frost on Vimeo

Автор:

Владимир

Самостоятельный путешественник. Увлекаюсь серфингом, сноубором, йогой и пешеходным туризмом. Мечтаю объехать весь и мир и планомерно осуществляю свою мечту.